Как сделать карьеру в digital: интернет-маркетинг с нуля
Интернет-маркетинг манит хорошими зарплатами и драйвом, рынок развивается, спрос на хороших специалистов растет. Кроме того, искусственный интеллект и нейросети в ближайшем будущем не планируют отбирать у человечества эту профессию. Другими словами, не работа — мечта. Одна проблема: новичку сложно прорваться в интернет-маркетинг с нуля даже несмотря на все курсы интернет-маркетолога и обилие материалов. Работодатели не готовы наслаждаться ошибками новоиспеченного диджитальщика и терять в деньгах.
Рассказываем, как пережить первый год в онлайн-маркетинге и не сломаться.
Путь в интернет-маркетинге с нуля по мнению экспертов выглядит следующим образом:
1) Получите высшее образование по маркетингу, научитесь делать SWOT-анализ и работать с матрицей BCG
2) 5 лет оптимизируйте сайты, станьте гуру контекста, выучите PHP, HTML и JavaScript, научитесь писать не хуже Максима Ильяхова, получите сертификат на знание Яндекс.Метрики
3) Поздравляем! Вы — интернет-маркетолог!
План амбициозный, но увы, бестолковый. Он оставляет больше вопросов, чем ответов: с чего начать, как выбрать специализацию и где практиковать навыки?
Чтобы помочь новичкам выжить в безжалостном мире digital, мы с Елизаветой Целютиной, интернет-маркетологом бизнес-школы IHSBM, составили «маршрут развития». Начиная стажером, Лиза прошла курсы интернет-маркетолога по ирландской программе DMI и «без отрыва от производства» тут же тестировала новые знания в своей компании. Надеемся, этот опыт поможет джуниорам за короткий срок пройти путь в интернет маркетинге нуля до перспективного специалиста по онлайн-маркетингу.
Шаг 1. Курсы интернет-маркетолога
Не слушайте старообрядцев, которые рекомендуют начинать с классического маркетинга: в одно ухо влетит, в другое вылетит. В первый год никто вам не доверит составлять SWOT-анализ и выводить новый продукт на рынок. Вернитесь к этому чуть позже.
Если выбирать самый короткий путь в профессию, лучше все-таки разориться на хорошие курсы интернет-маркетолога. Лучшие инвестиции — инвестиции в себя, не жадничайте на знаниях, это ваш карьерный фундамент.
Специализация — дискуссионный вопрос. По нашим наблюдениям, в интернет-маркетинге с нуля быстрее растут те диджитальщики, которые выбрали путь «всего по чуть-чуть». Поэтому если у вас нет твердого убеждения всю жизнь посвятить только контекстной рекламе, лучше выбрать «обзорный курс», в котором изучаются все аспекты интернет-маркетинга. Кроме того, только попробовав каждый инструмент digital-маркетинга, сможете понять, к чему лежит душа — SMM, планирование кампаний или SEO-хардкор.
Что касается бесплатного контента, доступного в интернете. Он поможет, если у вас уже есть в голове база и система. Для комплексной самостоятельной подготовки с нуля бесплатные вебинары-семинары, блоги и книги не подходят, но могут еще больше запутать и разочаровать.
Зато во время обучения на полноценных курсах интернет-маркетолога стоит подписаться на проверенные источники: специализированные СМИ (Cossa, vc.ru, Seonews), блоги известных агентств (Texterra, Ingate, i-Media, Adventum, IT-agency). Задача — нарастить вокабуляр. Вас должны перестать пугать бесконечные CPC, CTR, ARPU и LTV. Отдельное внимание уделяйте изучению кейсов. Чтобы проникнуться целями и задачами интернет-маркетинга с нуля, читайте и впитывайте, как компания N с помощью рассылок повысила продажи на 15%, а стартап X с помощью социальных сетей привлек 1000 лидов.
Шаг 2. Идем практиковаться!
Итак, у вас голова трещит от новых знаний, вы прошли курсы интернет-маркетолога, а на стенке висит сертификат. Пришло время практики. Составляем резюме на должность ассистента. Лайфхак: лучше делать не одно универсальное, а каждое затачивать под конкретную вакансию. Да, это дольше, чем бездумно жать на кнопку «Откликнуться», но и выхлоп больше.
Если нет цели попасть в консервативную компанию с сотрудниками в галстуках, можно составить резюме в неформальном виде. Добавив щепотку творчества и оригинальности, не забудьте про свой серьезный подход к делу. В этой сфере ценится креативность, особенно для SMM и email-маркетинга, которую вы таким способом и продемонстрируете. Никому не хочется пичкать потребителя сухими и монотонными постами. Возможно, так вы избавите себя от тестового задания.
Есть мнение, что лучше и быстрее в интернет-маркетинге с нуля можно стартовать в агентстве, однако мы не будем так категоричны. Самое главное и неожиданное — на собеседовании вы должны задать очень много вопросов! Не смотрите пока на соцпакеты, корпоративные плюшки и даже зарплату. Выиграв бесплатные завтраки и оклад на 10 тысяч больше сейчас, вы рискуете целый год проверять договоры с подрядчиками или делать бесконечные ресайзы баннеров. Интернет-маркетинг у каждого разный.
Так как мы пришли в интернет-маркетинг с нуля и нам нужен быстрый старт в digital-маркетинге, ищите компании с разноплановыми проектами. Выбрав должность ассистента по SEO или помощника по контекстной рекламе, вы будете долгое время выполнять механическую работу, решая однотипные задачи. Да, вы быстро вырастете в одной сфере. Однако потом вам будет трудно получить работу с более широким кругом обязанностей. Как минимум по зарплате вы не сможете сильно вырасти.
Не сдавайтесь и не снижайте планку, если на первых собеседованиях вы встретили полнейшее недоумение.
Значит, у компании нет ресурсов на реализацию интересных и качественных проектов, хорошего опыта вы здесь не получите. Работа просто на стаж в digital — смертный приговор для карьеры.
Осторожнее относитесь к фармацевтической, алкогольной и табачной отрасли — здесь работают очень специализированные инструменты. Избегайте сложных b2b-компаний: тут тоже специфический маркетинг, традиционные онлайн-инструменты работают пока плохо. Не ставьте крест на этих сферах насовсем — нет, просто с наработанным опытом там будет проще.
Идеально: ИТ-компании и e-commerce, digital-агентства полного цикла, услуги (трэвел, ивенты, развлечения, недвижимость, фитнес).
Шаг 3. Практика и специализация
Итак, вы ассистент отдела маркетинга или junior digital specialist. Если вам выделили наставника — поздравляем, это счастливый билет. Но увы, в российских компаниях такая практика еще большая редкость.
В остальных случаях, старайтесь держать под контролем ваше развитие в компании. Это не так трудно, как кажется — рассказывайте, какими задачами вам интересно заниматься, проявляйте инициативу, задавайте вопросы коллегам.
Если есть возможность, сразу начинайте с социальных сетей. Изучите, как устроены аккаунты компании, какой контент там публикуется, какие вопросы задают подписчики. Проследите, в какой форме общались с подписчиками: было ли это «Хай, котики» или же «Здравствуйте, уважаемые подписчики»? Параллельно погружайтесь в бизнес, тщательно промониторьте конкурентов. При должной сноровке у вас на это уйдет 1-2 недели.
Далее подключайтесь или просите присоединиться к e-mail маркетингу. Изучив прежний опыт, предложите написать текст рассылки, освойте сервис, поверстайте в нем тестовые письма. Особое внимание уделите теме письма — текст рассылки может быть бесконечно хорош, но какой в этом толк, если тема не сработала, и Open Rate низкий. На это уйдет еще неделя.
Теперь подступайте к контексту. Посмотрите, как настроены текущие рекламные кампании. Изучите, какие установлены таргетинги по времени и географии, как выставляются ставки, какие используются минус-слова. Нашли ошибку? Не стесняйтесь предлагать свои рекомендации. Попросите потренироваться в составлении семантического ядра для новой услуги или акции. На изучение аккаунтов Директа и AdWords заложите неделю.
Пошла тяжелая артиллерия: теперь можно залезть в SEO. Посмотрите, что на вашем сайте из контента работает на благо выдачи, как устроена навигация, есть ли блог, по каким ключевым словам продвигается ваш сайт, какие пункты из внешней оптимизации выполнены. И опять не спускаем глаз с конкурентов. Недели должно хватить.
И вот только сейчас пришло время аналитики. Изучите, что и как настроено в личном кабинете, какие выставлены цели, какие цифры собираются. Проштудируйте отчеты, загляните в вебвизор. Аналитика — один из самых жизненно важных разделов онлайн-маркетинга. С ее помощью вы узнаете, какая часть рекламного бюджета тратится впустую, а что приносит максимальный эффект.
К концу испытательного срока у вас должно быть четкое представление об эффективности каналов, стоимости лидов, системе распределения бюджета. Кроме того, вы должны знать ваших конкурентов и ЦА почти в лицо!
За следующие полгода вам надо научиться оптимизировать маркетинговый бюджет, анализируя стоимость одного клика, лида или покупки по всем каналам. Так вы сможете на каждый вложенный рубль генерировать не 10 рублей прибыли, а 20 или даже 30. Такие успехи руководство не оставляет без внимания и поощряет премиями.
Учитесь, учитесь и еще раз учитесь! Digital — это развитие нон-стоп: новинки, лайфхаки и тренды. За этим нужно следить и успевать оперативно внедрять, пока вас не опередили конкуренты. Составьте план по обучению — вот теперь пришло время для блогов, книг, вебинаров, курсов повышения .